Урок по русскому языку на тему ‘Омонимы’ ( 2 класс ).
В каком классе учат синонимы?
Изучение темы: ‘ Синонимы и антонимы’ в 5-м классе.
Как объяснить ребенку что такое омонимы?
Что такое омонимы — Омонимы – это слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но абсолютно различные по смыслу. Примером омонимов может являться слово «лук». Одно слово «лук» может обозначать метательное оружие, другое слово «лук» (его омоним) имеет значение растение. Например , репчатый лук и тугой лук.
Явлению омонимии посвящена забавная и познавательная детская книга поэта Я. Козловского «О словах разнообразных – одинаковых, но разных».В ней много веселых коротеньких стихотворений, которые помогают понять суть явления омонимии.
Однако надо сказать, что явление омонимии очень трудно, таинственно и многогранно. Оно только кажется простым и понятным детям, которые изучают эту тему во 2 классе, когда ответ на вопрос, что такое омонимы в русском языке, выглядит достаточно определённым. Но надо иметь в виду, что существуют и другие виды омонимии – такие слова, которые совпадают не всегда и не во всех формах.
Если слова относятся к одной и той же части речи и совпадают во всех формах, обычно говорят о полных омонимах. Например, полными омонимами являются слова «бор» (лес – сосновый бор) и «бор» (химическое вещество).
Но есть в языке и неполные омонимы. Рассмотрим ряд таких случаев:
- омофоны – это слова, которые одинаково произносятся, но по-разному пишутся; например , кот – животное и код – цифровой код замка, прут (ветка) и пруд (озеро); омографы – слова, которые, напротив, одинаково пишутся, но по-разному произносятся, как правило – с разным ударением; например , слова «зАмок» и «замОк», «Ирис» и «ирИс» – это омографы; омоформы – это слова, которые совпадают только в каких-то определенных формах, на самом же деле они могут быть даже словами разных частей речи; например , такие слова: «стекло» (оконное) и «стекло» (что-то вниз).
.
Что такое синонимы и антонимы и омонимы?
Синонимы — это слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. Например: красивый – прекрасный, красный — алый Часто к одному слову можно подобрать несколько синонимов. Например: смелый – храбрый, мужественный, отважный; говорить – сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать, толковать В группу синонимов могут входить устойчивые сочетания слов.
Например: уставать — изнемогать, выбиваться из сил; скоро — вскорости, на днях, не сегодня — завтра, к скором времени, в недалёком, будущем, того и жди, не за горами, на пороге Употребление синонимов делает нашу речь более яркой и выразительной.
Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению. Например: правда – ложь, красивый – уродливый, весело – грустно, быстро – медленно Омонимы – это это слова с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению. Слова-омонимы не имеют ничего общего в лексическом значении в отличие от многозначных слов.
Например: Лук В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как отдельные значения одного слова. Повторим Синонимы — слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
Часто к одному слову можно подобрать несколько синонимов.В группу синонимов могут входить устойчивые сочетания слов. Употребление синонимов делает нашу речь более точит, яркой и выразительной. Антонимы — слова, противоположные по лексическому значению. Омонимы – это слова с одинаковым звучанием, но разные по лексическому значению.
Что такое синонимы например?
Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение. Например, меткий-точный, хороший-замечательный, верить-доверять.
В каком классе учат синонимы антонимы?
Урок русского языка во 2 классе. Тема: Синонимы, антонимы омонимы. ЦЕЛИ урока: образовательные : повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы, выяснить их роль в достижении точности, информативности и выразительности речи; закрепить изученный материал.р азвивающие: развивать навыки устной и письменной речи, расширять словарный запас учащихся; развивать сообразительность, внимание, память, мышление, орфографическую зоркость, фонематический слух учащихся.
воспитательная: воспитание внимания и доброго отношения друг к другу. Задачи урока: 1) обобщить сведения о слове, его лексическом значении; 2) учить различать синонимы, антонимы и омонимы в тексте; 3) показать роль синонимов и антонимов, омонимов в речи; 4) развивать мыслительные операции сравнения, классификации, анализа; 5) способствовать активизации познавательной деятельности учащихся; 6) обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь; 7) способствовать умственному воспитанию, развитию доброжелательности, повышению интереса к предмету; 8) повышать культуру речи.
Формирование УУД Личностные результаты усвоения урока: — умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; — любовь и уважение к языку, культуре; — интерес к изучению языка; Метапредметные результаты усвоения урока: Регулятивные УУД: — самостоятельно формулировать тему и цели урока; Познавательные УУД: — пользоваться словарями.- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: — высказывать и обосновывать свою точку зрения; — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Предметные результаты усвоения урока: — пользоваться толковым словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.
Тип урока: повторение изученного материала Формы обучения: индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый. Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, тест, карточка с заданиями. Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. (Встали ,ребята) Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей! Подтянитесь, улыбнитесь И тихонько все садитесь. Ребята, Работаем старательно Слушаем внимательно! 2. Самоопределение к деятельности А) — Прежде чем назвать тему урока, я прошу Вас нарисовать.
- Возьмите карандаши и нарисуйте схематически картинку;
- (Учащиеся рисуют 3- 5 минут);
- Давайте повесим Ваши рисунки на доску;
- Все ли иллюстрации одинаковы? (ответы детей);
- Почему? (Как называются такие слова?) Вывод.- Вам, ребята, встречались близнецы? Вы, наверное, помните, как трудно их различить;
Есть близнецы и в языке, это слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения. Такие вот одинаковые слова, которые обозначают разные, не связанные между собой вещи, называются омонимами.В греческом языке это слово имеет значение «одинаковое имя». Это и есть близнецы- внешне одинаковые, а изнутри- по значению- разные.
Что такое синонимы 1 класс?
Синонимы – слова, похожие по смыслу, называющие предметы, признаки, действия. Школьник – ученик, грустный – печальный, ходить-шагать.
Что такое омонимы 5 класс?
Русский язык 3 класс (Урок№16 — Омонимы.)
Омонимы – это слова, совпадающие в звучании и/или написании, но имеющие разное лексическое значение. Омоформы – слова, совпадающие в написании и звучании в некоторых их формах. Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Омографы – слова одинакового написания, но различного произношения.
Что такое омонимы 3 класс?
Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные лексические значения, называются омонимами. Например, слово «лук» означает и огородное растение, старинное оружие.
Что изучает омонимы?
Определение омонимов — Омонимия — звуковое и графическое совпадение слов, значения которых не связаны друг с другом. Интересный факт! Термин «омонимия» ввел Аристотель. Омонимы в русском языке — это слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но при этом различны по значению. Например:
- среда (обитания) — среда (день недели); гранатовый сок (фрукт) — гранатовый браслет (камень); сушка (от сушить) — сушка (маленькая баранка).
Подпись под картинкой если есть Омонимы — это не значения одного слова, а слова, которые совпали по написанию и/или произношению по разным причинам. Откуда берутся омонимы точно не ясно. Но есть парочка предположений:
- Совпадение может быть случайным. Например, слова лук — огородное растение и «лук» — оружие со стрелами происходят от разных корней. Совпадение может быть в результате звуковых изменений, которые происходят в языке. Например: мир — вселенная и мир, когда все спокойно.В древнерусском языке эти слова произносились и писались по-разному. Совпадение может образоваться при появлении новых слов из других языков.
Например:
- Посол (от слова «соль») — способ соления продуктов. Посол (от слова «посылать») — в значении «дипломат». Рейд (от гол. reed) — водное пространство у входа в порт. Рейд (от англ. raid) — набег военных сил в тыл противника.
Иногда омонимы путают с многозначными словами. Сейчас объясним, в чем различие. Многозначные слова — это слова, у которых есть несколько значений. Например:
- кисть — часть руки, кисть — приспособление для рисования, кисть — ветка с ягодами или цветами.
Отличие многозначных слов от омонимов в том, что у первых есть несколько лексических значений, которые связаны по смыслу, а омонимы — это разные слова, которые совпадают по звучанию и написанию, но не имеют ничего общего по смыслу. Мы узнали, что такое омонимы в русском языке, а теперь рассмотрим типы омонимов с примерами. Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Что относится к Омонимам?
Омонимы, омофоны, омографы и омоформы Омонимы — слова, совпадающие одновременно и по звучанию, и по написанию, но различные по значению. Омофоны (фонетические омонимы ) — слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию и значению, например: «туш» и «тушь»,.
Какие есть слова омонимы?
Омонимы и их разновидности В лексике русского языка различают полные и неполные омонимы. Полными омонимами являются слова одной части речи, совпадающие в написании и звучании, но имеющие разное лексическое значение.
Как определить омонимы?
Омонимы — это слова, которые имеют одинаковое написание и звучание, но разный смысл. Примеры: ласка (животное) — ласка (проявление чувств); ручка (дверная) — ручка (шариковая, гелевая); ключ (от двери) — ключ (родник); норка (животное) — норка (нора); лук (овощ) — лук (орудие для стрельбы); шапка (шапка снега на крыше дома) — шапка (головной убор).
Чем заменить слово человек?
Синонимы : Лицо, личность, муж, особа, персона, индивид (индивидуум), индивидуальность; смертный. Мн.ч.: люди, люд, народ, публика.