Новая страница 1 Протокол как отражение коллегиального способа принятия решений Протокол заседания применяется для документирования деятельности коллегиальных и совещательных органов (коллегий, советов, комиссий, собраний, совещаний и др.), как постоянных, так и временных.
- Нередко протоколы заседаний ведутся на деловых встречах, переговорах для фиксации достигнутых сторонами договоренностей или иных выработанных совместно условий.
- Протокол заседания – документ, содержащий последовательную запись обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях, заседаниях коллегиальных или совещательных органов.
Протокол заседания отражает деятельность по совместной выработке и принятию управленческих решений. Коллегиальному решению, как правило, подлежат наиболее важные и принципиальные вопросы в деятельности организации, требующие коллективного, совместного обсуждения и принятия решения.
Коллегиальный способ принятия решения используется в деятельности практически любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы и характера деятельности , например в организациях, имеющих форму акционерного общества, на основе коллегиальности действуют общее собрание акционеров, совет директоров (наблюдательный совет), правление, ревизионная комиссия, счетная комиссия.
Кроме того, в любой организации при единоличном исполнительном органе, например при генеральном директоре, могут создаваться дирекции, советы, комиссии для совместного обсуждения и решения различных вопросов деятельности организации.
Что входит в протокол?
2.7.3.1. Протокол составляется на основании записей, произведенных во время совещания (заседания), представленных тезисов докладов и выступлений, справок, проектов решений и др.2.7.3.2. В федеральных органах исполнительной власти протоколы могут издаваться в полной или краткой форме, при которой опускается ход обсуждения вопроса и фиксируется только принятое по нему решение.2.7.3.3.
Текст полного протокола, как правило, состоит из двух частей: вводной и основной. Во вводной части указываются: Председатель или Председательствующий Секретарь Присутствовали (подчеркивается) — список присутствовавших или отсылка к прилагаемому списку присутствовавших, если их количество превышает 15 человек.
Вводная часть заканчивается повесткой дня — перечень рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке их значимости, с указанием докладчика по каждому пункту повестки дня. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой и его наименование начинается с предлога «О» («Об»), которая печатается от границы левого поля.
- Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня.
- Текст каждого раздела строится по схеме: СЛУШАЛИ — ВЫСТУПИЛИ — ПОСТАНОВИЛИ (РЕШИЛИ).
- Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему; в последнем случае делается в тексте сноска «Текст выступления прилагается».
Постановление (решение) — в тексте протокола печатается полностью; при необходимости приводятся итоги голосования. Содержание особого мнения, высказанного во время обсуждения, записывается в тексте протокола после соответствующего постановления (решения).2.7.3.4.
- Текст краткого протокола также состоит из двух частей.
- Во вводной части указываются инициалы и фамилии председательствующего (председателя), а также должности, инициалы, фамилии лиц, присутствовавших на заседании.
- Слово «Присутствовали» печатается от границы левого поля, подчеркивается, в конце слова ставится двоеточие.
Ниже указываются наименования должностей, инициалы и фамилии присутствующих. Наименования должностей могут указываться обобщенно, например: Заместитель Министра культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации заместители Руководителя Федерального архивного агентства Российской Федерации.
- Многострочные наименования должностей присутствующих указываются через 1 межстрочный интервал.
- Список отделяется от основной части протокола сплошной чертой.
- Основная часть протокола включает рассматриваемые вопросы и принятые по ним решения.
- Наименование вопроса нумеруется римской цифрой и начинается с предлога «О» («Об»), печатается центрованно размером шрифта N 15 и подчеркивается одной чертой ниже последней строки.
Под чертой указываются фамилии должностных лиц, выступивших при обсуждении данного вопроса. Фамилии печатаются через 1 межстрочный интервал. Затем указывается принятое по вопросу решение.2.7.3.5. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем.
Для чего ведется протокол?
Форма протокола — Как правило, заголовок протокола содержит название собрания или организации (например, «Протокол собрания совета директоров»), дату собрания, место, список участников, повестку дня и время объявления собрания открытым . Участникам собрания могут быть присвоены сокращения для дальнейшего использования в тексте протокола (Иван Петрович Сергеев может быть обозначен как С, ИС или ИПС).
- В сокращенной форме протокола (так называемая форма «слушали-постановили») далее перечисляются основные вопросы собрания, принятые по ним решения и результаты голосования.
- При необходимости протокол может быть сделан более подробным, вплоть до дословного, включая описание событий в зале собрания.
- Поскольку основной функцией протокола является документальная фиксация принятых решений, любая форма протокола должна содержать все основные вопросы собрания и принятые по ним решения.
Также в протокол обязательно заносятся выданные поручения (формулировки вида «Поручить И.П. Сергееву разработать план организации филиала компании») . Более подробные формы протокола могут содержать также дополнительные, побочные и другие виды вопросов, решаемых на собрании.
Кто ведет протокол заседания?
Д.). Протокол оформляется секретарем на основе записей, которые он вел на заседании. Это могут быть краткие записи, стенограмма или диктофонные записи. Для подготовки протокола секретарь собирает до заседания тезисы докладов и выступлений, проекты решений.
Как ведётся протокол?
Подготовительный этап — Как правило, заседанию предшествует большая подготовительная работа: подготовка повестки дня заседания, информирование членов коллегиального органа и других заинтересованных лиц, подготовка в соответствии с повесткой дня материалов для рассмотрения на заседании (как правило, это справка по вопросу или тезисы выступления и проект решения), их копирование и рассылка всем участникам заседания для предварительного ознакомления, подготовка помещения для проведения заседания и др.
Заседанию коллегиального органа предшествует регистрация участников, которая может проводиться в разных формах: от записи фамилий присутствующих непосредственно в черновик протокола (если число участников заседания не превышает 15 человек), составления списка присутствующих на заседании членов коллегиального органа и приглашенных с указанием всех необходимых сведений о них (должность, место работы) до регистрации участников с помощью технических средств.
При проведении заседаний общих собраний акционеров акционерных обществ список присутствующих на заседании акционеров и доверенных лиц должен заверяться подписью председателя собрания. Доверенные лица могут быть включены в список присутствующих только при предъявлении доверенности на право представлять интересы акционера.
Регистрация присутствующих на заседании – чрезвычайно важный момент, поскольку решения коллегиального органа обладает юридической силой лишь при наличии кворума, а также в том случае, если все участники заседания обладают достаточными полномочиями для участия в голосовании по принимаемым решениям. Протокол составляется на основании стенограммы заседания, звукозаписи заседания или на основании черновых рукописных записей, которые ведутся во время заседания, а также материалов, подготовленных к заседанию (текстов докладов, выступлений, справок, проектов решений, повестки дня, списков участников и др.).
Если заседание стенографировалось или велась звукозапись , после заседания стенограмма расшифровывается, сверяется со звукозаписью и оформляется (такие записи называют стенограммами или стенографическими протоколами). Расшифровка стенограмм или звукозаписей заседания проводится либо по частям во время самого заседания, либо сразу после заседания, но в любом случае время, которое отводится на оформление стенограммы и протокола заседания, не должно превышать 3-5 дней со дня, когда проводилось заседание.
Если ход заседания записывался на магнитофон или диктофон , после расшифровки записи, составления и оформления стенограммы и (или) протокола кассета со звукозаписью в течение установленного срока (как правило, в течение двух недель) хранится в подразделении, обеспечивающем звукозапись заседаний, а затем размагничивается.
Это время необходимо для снятия возможных вопросов и уточнения текста протокола. По решению руководителя коллегиального органа звукозапись заседания может быть оформлена для долговременного архивного хранения.
Как должен выглядеть протокол?
Обязательные реквизиты протокола — наименование документа; дата и регистрационный номер протокола ; дата и место проведения собрания; заголовок к содержательной части; содержательная часть; место (адрес) хранения протоколов собраний и решений собственников по вопросам, поставленным на голосование; приложения к протоколу
В чем разница между протоколом и решением?
Основное отличие между документами – в количестве основателей общества. Единственный учредитель сам принимает решение об основании ООО, а если учредителей больше, то необходим протокол общего собрания. В решении учредителя указывается название (полные и сокращенные виды), адрес, размер уставного капитала (способы полной оплаты).
- В документе учредитель подтверждает принятие устава и назначает руководителя.
- При этом основатель сам может быть директором (президентом) бессрочно или назначить другого человека на эту должность, указав длительность полномочий.
- Если решение оформляется от имени одного учредителя, то именно он должен подавать заявление на регистрацию.
Законодательно не установлены сроки подачи бумаг для регистрации после принятия решения об основании компании одним учредителем. Если в основание компании вносят вклад два и более учредителей, то базовые решения утверждаются на собрании и заносятся в протокол.
- По каждому вопросу участники голосуют отдельно.
- Единогласность обязательна.
- После успешного голосования участники подписывают общий протокол.
- Учредитель должен на этом этапе предусмотреть запасное количество оригиналов: по одному для каждого участника плюс 5 экземпляров для дальнейшей деятельности.
- Один вариант остается в распоряжении общества, регистрирующий орган также затребует оригинал протокола и один протокол надлежит предоставить в банк.
Один экземпляр требуется для подтверждения у нотариуса и еще один хранится в сейфе «на всякий случай». Если протокол или решение учредителя состоят из нескольких листов, то необходимо их подшить и скрепить на обороте с указанием количества листов, ФИО и должности.
Кто записывает протокол?
Судебный писарь (известен также как протоколист или стенографист) — лицо ведущее стенографический протокол судебного заседания. По окончании заседания суда протоколист расшифровывает аудиозапись или стенограмму и передаёт протокол секретарю суда . В судах низшей инстанции секретарь суда и судебный писарь часто одно и то же лицо.
В США обычные суды могут вести аудиозапись, но в высших судах штатов, рассматривающих уголовные дела и многомиллионные гражданские иски обычно используются традиционные способы ведения протоколов (профессия протоколиста называется там «court reporter») . Число судебных протоколистов в стране превышает 15 тыс.
Среди методов записи: стенография , стенотип , стеномаска , запись звука .
Кто подписывает протокол?
По общему правилу протокол подписывают председатель, секретарь собрания и лица, проводившие подсчет голосов (п.4, Разд.
В чем разница между протоколом и решением?
Основное отличие между документами – в количестве основателей общества. Единственный учредитель сам принимает решение об основании ООО, а если учредителей больше, то необходим протокол общего собрания. В решении учредителя указывается название (полные и сокращенные виды), адрес, размер уставного капитала (способы полной оплаты).
- В документе учредитель подтверждает принятие устава и назначает руководителя.
- При этом основатель сам может быть директором (президентом) бессрочно или назначить другого человека на эту должность, указав длительность полномочий.
- Если решение оформляется от имени одного учредителя, то именно он должен подавать заявление на регистрацию.
Законодательно не установлены сроки подачи бумаг для регистрации после принятия решения об основании компании одним учредителем. Если в основание компании вносят вклад два и более учредителей, то базовые решения утверждаются на собрании и заносятся в протокол.
По каждому вопросу участники голосуют отдельно. Единогласность обязательна. После успешного голосования участники подписывают общий протокол. Учредитель должен на этом этапе предусмотреть запасное количество оригиналов: по одному для каждого участника плюс 5 экземпляров для дальнейшей деятельности. Один вариант остается в распоряжении общества, регистрирующий орган также затребует оригинал протокола и один протокол надлежит предоставить в банк.
Один экземпляр требуется для подтверждения у нотариуса и еще один хранится в сейфе «на всякий случай». Если протокол или решение учредителя состоят из нескольких листов, то необходимо их подшить и скрепить на обороте с указанием количества листов, ФИО и должности.
Какой документ является протоколом?
Что нужно запомнить —
- Протокол — это документ, в котором записывают, какие вопросы обсуждали и какие решения приняли на собраниях, конференциях и совещаниях.
- Протоколы бывают краткими и полными.
- В законе нет требований к оформлению протокола, но есть рекомендации в государственном стандарте.
- Чтобы зафиксировать результат по одному вопросу из повестки, можно оформить выписку из протокола.
Что называется протоколом?
Протоколом называется набор правил, задающих форматы сообщений и процедуры, которые позволяют компьютерам и прикладным программам обмениваться информацией. Эти правила соблюдаются каждым компьютером в сети, в результате чего любой хост-получатель может понять отправленное ему сообщение.