Какие существуют методы обучения?

Какие существуют методы обучения

  • Пассивный метод Пассивный метод обучения
  • Активный метод Активный метод обучения
  • Интерактивный метод Интерактивный метод обучения

.

Что такое формы и методы обучения?

Форма обучения — что это? — Под формой обучения принято понимать механизм, способ организации учебного процесса. По сути, это не только форма урока, но и процесс организации всей педагогической деятельности — по отношению к упорядочиванию отдельных субъектов, целей обучения, функций и отдельных циклов.

Как классифицируются методы обучения?

Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. «Метод» (по-гречески — «путь к чему-либо») — способ достижения цели, способ приобретения знаний. Форма обучения — это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Выделяют формы обучения (фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная), а также такие формы, как урок, экскурсия, семинар, лекция, практическое занятие, производственная практика, экзамены, зачеты, консультации и т.д. Главное, что отличает метод от формы, это то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень участия самого ученика.В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия «метод обучения».

  1. Так, Ю.К;
  2. Бабанский считает, что «методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования».Т.А;
  3. Ильина понимает под методом обучения «способ организации познавательной деятельности учащихся».В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения;

Распространенная классификация методов построена на основе выделения источников передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы:

  • СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ — Рассказ, беседа, инструктаж и др.
  • ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — Упражнение, тренировка, самоуправление и др.
  • НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ — Иллюстрирование, показ, предъявление материала

Другая классификация методов воспитания построена на основе учета структуры личности — методы формирования сознания, поведения и чувств:

  • МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЗНАНИЯ — Рассказ, беседа, инструктаж, показ, иллюстрирование и др.
  • МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ — Упражнение, тренировка, самоуправление
  • МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧУВСТВ (стимулирования) — Одобрение, похвала, порицание,КОНТРОЛЬ и др.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три большие группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • вметоды контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Классификация М.А. Данилова, Б.П. Есипова исходит из того, что, если методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению познавательных задач, то их можно разделить на следующие группы:

  • методы приобретения новых знаний;
  • методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

В.Ф. Харламов методы обучения подразделяет на пять групп:

  • методы устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности учащихся — рассказ, объяснение, лекция, беседа, метод иллюстрации и показа при устном изложении материала;
  • методы закрепления изучаемого материала — беседа, работа с учебником;
  • методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала — работа с учебником, лабораторные работы;
  • методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков — упражнения, лабораторные занятия;
  • методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся — наблюдение за работой учащихся, устный опрос, контрольные работы, программированный контроль, проверка домашних заданий и пр.

    Какие методы входят в первую группу методов обучения?

    Содержание Введение 1 Классификация методов обучения 1. 1 Классификация методов обучения по уровню активности учащихся 1. 2 Классификация методов обучения по источнику получения знаний 1. 3 Классификация методов обучения по дидактической цели 1. 4 Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся 1.

    5 Классификация методов обучения на основе целостного подхода к процессу обучения 1. 6 Бинарные и полинарные классификации 2 Активные и интенсивные методы обучения Заключение Список литературы Введение Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

    Методы обучения—это способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей. Существуют и другие определения методов обучения. Методы обучения есть способы работы учителя и учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развитие познавательных сил (М.А.

    Данилов, Б.П. Есипов). Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития (Ю.К. Бабанский). Методы обучения — это способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом (И.Ф.

    Харламов). Методы обучения — система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения (Г.М. Коджаспирова). Методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия преподавателя и учащихся.

    1. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся;
    2. Таким образом, понятие метода обучения отражает во взаимосвязи способы и специфику обучающей работы преподавателя и учебной деятельности учащихся по достижению целей обучения;

    1 Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. При их отборе преподаватель сталкивается со значительными затруднениями.В этой связи возникает потребность в классификации, которая помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.

    1. Единой классификации методов обучения не существует;
    2. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, отдельные стороны процесса обучения;

    Рассмотрим наиболее распространенные классификации методов обучения. 1 Классификация методов обучения по уровню активности учащихся Это одна из ранних классификаций методов обучения. Согласно этой классификации методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебную деятельности.

    Какие методы использует учитель?

    Понятие о методах обучения и их классификация — В первую очередь учитель выбирает между пассивным и активным ведением урока. Первый вариант традиционен для российских школ: учитель ведет урок, а ученики слушают и записывают. Активное ведение урока, напротив, подразумевает участие учащихся во всем, что происходит на уроке. Детальная классификация поможет точнее понять, когда и какие стратегии и тактики следует использовать учителю:

    • распространено применение словесных методов; это лекция, рассказ, беседа, личная консультация;
    • наглядность подразумевает дополнение лекций пособиями: плакатами, схемами, аудио- и видеоматериалами;
    • практические подходы говорят за себя: ученик на практике изучает предмет. Упражнения, которые он выполняет самостоятельно, способствуют закреплению полученных навыков.

    Выше перечислены традиционные приемы, которые учителя чаще всего применяют в работе. Педагогическая наука не стоит на месте, с каждым годом появляются новые решения.К ним относятся интерактивные методы, которые актуальны в связи с развитием интернета:

    1. деловая игра — искусственная имитация рабочих процессов, когда каждый учащийся играет роль делового партнера;
    2. погружение популярно при изучении иностранного языка. Данный метод основан на теории программирования подсознания человека;
    3. кейс-методика основана на создании наставником определенной ситуации, которую он предлагает ученикам для решения;
    4. проектный способ дает школьникам свободу действий, они сами ставят перед собой цели, ищут пути их достижения и информацию по вопросу;
    5. синектика основана на аналогиях и сравнениях;
    6. эвристический подход подразумевает постановку перед учащимися ряда вопросов, ответ на каждый из них считается достижением цели. Эвристическая беседа учителя и учеников – это часть коллективного решения вопроса;
    7. популярны проблемный и исследовательский подходы, которые часто объединяют, их суть заложена в названиях: ученик проводит исследование, чтобы решить проблему;
    8. в основе модульного способа лежит разделение тем на подтемы. Класс не двигается дальше, пока все не освоили очередной информационный блок;
    9. РКМЧП: развитие критического мышления предполагает, что учащийся должен самостоятельно проверять каждый факт, донесенный до него учителем;

    Возможности современных педагогических технологий безграничны и направлены на улучшение воспитательной, образовательной и прикладной сторон процесса. Научный подход к проблеме необходим для исключения проблемы формального получения аттестата, способствует появлению мотиваций к получению новых знаний, улучшает направление просвещения в целом. Автор: СибАК .

    Какие методы используют на уроке?

    Словесные методы (источником является устное или печатное слово); наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); практические методы (студенты получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия); методы проблемного обучения.

    Какие есть методы обучения в школе?

    А) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

    Чем отличается формы от методов?

    Формы и методы обучения. Понятие и классификация. Forms and methods of teaching. Concept and classification.В.В. Ковтун старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом ВИПК МВД России, подполковник полиции.V.V.

    Kovtun senior lecturer of the Department of tactical and special training and operational planning Of the international interdepartmental center for training and retraining of specialists in the fight against terrorism and extremism VIPK MVD of Russia, Lieutenant Colonel.

    Ключевые слова: обучение, воспитание, учебная дисциплина, методика, преподавание. Key words: training, education, academic discipline, methodology, of teaching. Аннотация: статья объясняет различия между методами и формами обучения. Рассказывает историю возникновения. На какие виды классификации делятся и почему.

    Abstract: the article explains the differences between methods and forms of education. Tells the story of. What types of classification are divided and why.У преподавателей – практиков нередко встречаются смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения.

    Форма обучения – это устойчивые организационные и временные компоненты учебно-воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности. Из определения следует, что формы обучения отражают организационную сторону учебно-воспитательного процесса в пределах установленного конкретного времени и призваны решать следующие задачи: 1.

    1. Определять соотношение индивидуального, группового и коллективного обучения;
    2. Регламентировать совместную деятельность преподавателя и слушателей в процессе обучения;
    3. Выявлять степень активности обучающихся и пути повышения их познавательной деятельности;

    Определять требования к преподавателям по организации различных видов занятий. Форма обучения предполагает организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (слушателя), либо взаимодействие между обучающимися в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков. Формы организации обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.

    • Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям, один из них продолжительность учебных занятий;
    • По длительности времени обучения различают: классический урок (45 мин.), спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин.), а также уроки без звонков произвольной деятельности;

    Кроме этого выделяют такие формы обучения как : очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен. Они могут быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а также СРС.

    Чем отличаются методы и средства?

    Средства образования включают в себя организационные формы, средства обучения, методы обучения и воспитания, способы и приёмы педагогической диагностики, осуществления обратной связи, критерии эффективного педагогического взаимодействия и воздействия. Сре́дства обуче́ния — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения целей.

    Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения. Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П.И.

    Пидкасистый). Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам. Выделяют 2 группы средств обучения: а) средства, как источник информации; б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

    Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.

    Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
    1 уровень – на уроке:
    Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке. Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
    2 уровень – учебный предмет:
    Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету. Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
    3 уровень – весь процесс обучения:
    Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований. Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.

    Воспитание— часть образовательного процесса, существующая наряду с обучением.

    Чем отличаются активные и интерактивные методы обучения?

    • Авторы
    • Резюме
    • Файлы
    • Ключевые слова
    • Литература

    Привалова Г.Ф. 1 1 Филиал «Российский государственный профессионально-педагогический университет» Анализируются традиционные подходы к подготовке и ведению учебных занятий и нетрадиционные: активные и интерактивные. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса в вузе. Рассматриваются определения понятий: «активное обучение», «интерактивное обучение».

    1. Приведены примеры классификаций интерактивных методов обучения;
    2. Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса;
    3. Предложен алгоритм проведения интерактивного занятия, рассмотрены правила, перечень необходимых условий, влияющих на эффективность обучения студентов в вузе;

    Установлено: интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, расширяет спектр образовательных возможностей. учебно-познавательный процесс коммуникативная среда методы обучения активизация учебно-познавательной деятельности интерактивные формы занятий активные 1.

    Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост.Т.Г. Мухина.– Н. Новгород: ННГАСУ.– 2013.– 97 с. Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование».– 2011.- № 4 http://technomag.

    edu. ru/doc/172651. html (дата обращения: 28. 04. 2014). Кругликов В.Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика.– СПб.: ВИТУ, 1998.– 308 с. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения.– 4-е изд., стер.– М.– 2008.– 176 с. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб.

    1. пособие для студ;
    2. высш;
    3. учеб;
    4. заведений.– М.: Издательский центр «Академия».– 2009.– 192 с;
    5. Солодухина, О.А;
    6. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование.– 2011.- № 10.– С;

    12 -13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу — использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 — 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

    1. Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза;
    2. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения;

    Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности.

    В чем суть методов в педагогике?

    Структура метода обучения в педагогике и определение — Определение 2 Метод в педагогике – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение поставленной цели. Определение 3 Структура методов подразумевает наличие приемов – элементов, являющихся составляющими метода, разовые действия, обособленные тактики в процессе реализации и преобразования метода.

    Структура метода говорит о наличии объективной и субъективной составляющих. Объективная считается независимой от педагога, наличия личностных характеристик, отражает общие дидактические закономерности, принципы, правила, цели, задачи, формы и содержание учебной деятельности.

    Субъективная зависит от личности учителя, учащихся и имеющейся конкретной педагогической ситуации. Определение 4 Определение образовательного процесса в педагогике – это целенаправленная деятельность по воспитанию, обучению и развитию личности при помощи наличия организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов как единое целое.

    Так как в структуре метода имеется объективная, постоянная, общая составляющая, то это позволяет ученым разрабатывать теорию методов, оптимизировать каждый отдельный метод, выстраивать маршруты оптимизации образовательно-воспитательного процесса благодаря использованию нескольких определенных методов.

    Наличие субъективного влияет на реализацию творческого начала учителя, повышение креативности процесса обучения.