В чем разница между тся и ться?

В чем разница между тся и ться
Любимые всеми -тся/-ться — Непотопляемые «не хотел учится», «он жениться» и даже «высица» и «курится» (это «курица» на самом деле). Что надо объяснить обязательно? Что это правило относится только к глаголам, поэтому «курица» — это не сюда. Дальше: надо выбрать один из двух способов проверки, какой проще для ребёнка.

Если хорошо знает грамматику, сможет быстро определить, в какой форме стоит глагол. Если в неопределённой — пишем -ться («одеваться», «встречаться» и прочее), если в форме третьего лица — тогда -тся («он одевается, встречается», «они одеваются, встречаются»).

Если с грамматикой не очень, проверяем по вопросу: пишется «ь» в вопросе, значит, пишется и в глаголе. Что делать? Огорчаться. Что делает? Огорчается.

В каком классе проходят ться и тся?

ТЕМА : ПРАВОПИСАНИЕ ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ. ЦЕЛЬ : НАБЛЮДАТЬ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ ГЛАГОЛОВ НА ТСЯ И ТЬСЯ. УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫВОДУ О ПРАВИЛЕ ПРАВОПИСАНИЯ ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ. УПРАЖНЯТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПРАВОПИСАНИЯ ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ. РАЗВИВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ, ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ. ДОБИВАТЬСЯ АККУРАТНОСТИ В РАБОТЕ.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТАБЛИЦА СПОСОБОВ ПРОВЕРКИ ПРАВОПИСАНИЯ В ГЛАГОЛАХ ТСЯ И ТЬСЯ. ТАБЛИЧКА СО СЛОВОМ «ССОРА». ХОД УРОКА: 1. Организационный момент. Мотивация деятельности.- Громко прозвенел звонок, Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке: И учебник, и тетрадки.Я настроился, готов Слушать следующий урок. Минутка чистописания.К к кл кр ка Красноярск класс кенгуру квас Пошёл кочан на стрижку, остригся в кочерыжку. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации. На доске: Учится-учиться. Прочитайте слова, записанные на доске.

  1. Что интересного заметили? Какие вопросы у вас возникли? Разные это слова или в каком-то из них допущена ошибка? В этом мы с вами должны разобраться в течение урока;
  2. Наблюдение над правописанием тся и ться.- Сравните предложения: Саша учится на пятёрки;

Саша хочет учиться на пятёрки.- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему? — Откройте учебник с. 158 упр. 274 — Чем отличаются глаголы 1 и 2 столбика? Озаглавьте оба столбика. Спишите.( Списывание с комментированием, объяснением изученных орфограмм) — В каких глаголах встретилась орфограмма «Проверяемые безударные гласные в корне слова»? Нельзя кое-как, положась на удачу, Усвоить тему, решить задачу, Правильно сшить костюм без примерки- Каждое дело «просит» проверки.- Подберите проверочные слова к данным глаголам: ( Решаться — прорешивать, питаться — пропитанный).

Физминутка. Наше северное солнце Ярко светит нам в оконце: «Просыпайтесь, норильчане! Выпивайте кружку чая, И холодною водой Умывайтесь всей гурьбой. На зарядку становитесь, Полотенцем оботритесь, И бегом в родную школу, Все за парты вновь садитесь!» 6.

Открытие нового знания.- Сделайте вывод: в какой форме ь пишется, а в какой –нет.- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с. 159.- Правильно ли вы его сформулировали? На доске: (Что делает?) катае тся ; (что делать?) ката ться ; (что делает?) купае тся ; (что делать?) купа ться.- Что помогло вам сделать правильный выбор правописания тся и ться в глаголах? (Вопросы) — Значит, не только по форме слова можно определить выбор написания ь знака, но и по вопросам. Рассмотрите таблицу:

Читайте также:  Как ведётся протокол собрания?
Определение правописания тся и ться в глаголах по форме слова Определение правописания тся и ться в глаголах по вопросу
ТСЯ- 3 лицо, ед. число или множ. число. Например: кувыркается, кувыркаются. ТЬСЯ — неопределённая форма глагола. Например: кувыркаться. (Что делает?) кувыркается, (что делают?) кувыркаются. (Что делать?) кувыркаться.

— Вы вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определив форму слова или по вопросу. Первичное закрепление.

Как называется правило на тся и ться?

Правописание – тся и – ться.

Что делает тся?

Алгоритм написания -тся и -ться — Итак, чтобы не ошибаться в написании разных грамматических форм возвратных глаголов, действуем согласно алгоритму:

    определим часть речи (глагол обозначает действие или состояние);зададим вопрос к слову;выясним форму глагола ( неопределённая форма или форма 3 лица );правильно напишем -тся или -ться в соответствии с правилом.

В написании указанных форм глаголов поможет синтаксический разбор предложения. Глаголы с конечным -тся , как правило, выполняют роль простого глагольного сказуемого. От подлежащего задаём необходимый вопрос к сказуемому: Девочка (что делает?) радуется солнцу. Дети (что делают?) несутся на лыжах с высокой горы. Неопределённая форма глагола чаще всего является необходимой частью составного глагольного сказуемого , в котором ей предшествует глагол-связка со значением времени действия (начало, продолжение или конец) или долженствования, желания, возможности и пр.

  1. На улице начало смеркат ь ся;
  2. Хмурой осенью туман может стелит ь ся подолгу на дороге;
  3. Особое затруднение вызывает написание двух возвратных глаголов , находящихся рядом в предложении;
  4. Озорник боится признат ь ся матери в шалости.В этом случае помним, что два глагола в неопределённой форме в качестве составного сказуемого не используются в предложении;

Первый глагол обязательно выступает в личной форме, в которой мягкий знак не пишется. Определяем эти формы глаголов с помощью заданных вопросов:

    озорник (что делает?) боится ; боится (что сделать?) признаться.

Поупражняемся в выборе правильного написания окончаний глаголов в возвратной форме, если прочтём примеры предложений.

Что делать ться?

Просто запомнить, легко применять! Чтобы определить – писать глагол с -тся или — ться, спросите себя, на какой вопрос отвечает этот глагол – ‘что делать?’ или ‘что делает?’. Если в вопросе есть мягкий знак, значит он есть и в глаголе.

Что делают что сделают?

Инфинитив и 3-е лицо — Неопределённая форма глагола (инфинитив) отвечает на вопросы: что делать? что сделать? , следовательно, все глаголы в неопределённой форме пишутся с -ться. Если глагол отвечает на вопросы: что делает? что сделает? и что делают? что сделают? , значит, он стоит в 3-ем лице и пишется без мягкого знака, следовательно, все глаголы 3-его лица пишутся с -тся.

Инфинитив 3-е лицо
ед. число мн. число
Вопросы Что дела ть ? Что сдела ть ? Что делае т ? Что сделае т ? Что делаю т ? Что сделаю т ?
Окончание -ться -тся -тся
Примеры бри ться побри ться брее тся побрее тся брею тся побрею тся

.

Как понять надо ли писать мягкий знак перед ся?

Что мы узнали? — Мягкий знак в окончаниях глаголов с суффиксом -ся зависит от того, в какой форме эти глаголы стоят. Если это глагол в третьем лице единственного или множественного числа, то мягкого знака перед этим суффиксом не должно быть. Если это инфинитив, то он необходим. Проверить форму глаголов можно с помощью специальных вопросов.

Читайте также:  Как правильно вокруг или во круг?

Что нового ничего или нечего?

Слово « ничего » правильно пишется с безударной приставкой ни- в предложении с отрицательным сказуемым, а в слове « нечего » под ударением пишется приставка не-. Оба слова « ничего » и « нечего » существуют в русском языке и употребляются в разных речевых ситуациях.

Какие глаголы оканчиваются на тся?

Юля Г Глаголы, которые оканчиваются на -тся, отвечают на вопрос что делает. Смеется, обнимается (что делает?) — глагол несовершенного вида. Глаголы, которые оканчиваются на -ться, отвечают на вопрос что делать. Обниматься, смеяться (что делать?) — глагол несовершенного вида. Если есть в вопросе мягкий знак, значит в сочетании — ТСЯ, тоже есть мягкий знак.

Как правильно пишется нравится или нравиться?

« Нравится » и « нравиться » — это формы одного и того же глагола. Слово « нравится » (что делает?) пишется без мягкого знака как форма глагола 3 лица единственного числа, а « нравиться » (что делать?) — это неопределенная форма глагола, которая пишется с мягким знаком.

Когда не пишется мягкий знак?

Мягкий знак не пишется после шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» в конце существительных мужского рода 2 склонения и женского рода 3 склонения, в кратких формах прилагательных, а также в некоторых сочетаниях согласных в середине слов.

Что сделают мягкий знак?

Мягкий знак в глаголах пишется в нескольких грамматических формах согласно правилу орфографии. Узнаем, в каких случаях в русском языке пишется мягкий знак в глаголах, и приведём примеры.В русском языке буква «ь» не обозначает звука. Она применяется как разделительный знак , для выражения мягкости согласных, а также для обозначений некоторых грамматических форм разных частей речи, например существительных женского рода III склонения ( вещь, пустошь ). В чем разница между тся и ться

МЯГКИЙ ЗНАК В ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМАХ
Инфинитив 2 л., ед.ч. Повелительное наклонение Возвратная форма с чься⁄ ться 3 л., ед.и мн.ч. тся
печ ь теч ь леч ь береч ь стрич ь моч ь толоч ь спиш ь даш ь еш ь сорвёш ь сорвёшьс я можеш ь шьёш ь тыч ь , тыч ь те маж ь , маж ь те еш ь , еш ь те спряч ь , спряч ь те плач ь , плач ь те увелич ь , увелич ь те реж ь , реж ь те печ ь ся береч ь ся стрич ь ся сорват ь ся прятат ь ся плакат ь ся увеличит ь ся печётся бережётся стрижётся срывается прячется плачется увеличивается
Пиши с «ь» , если в вопросе к возвратному глаголу есть «ь» ( что сделать? умываться ); если в вопросе нет «ь» , нужно писать без «ь» ( что сделают? умоются ).

Рассмотрим более подробно, когда используется мягкий знак в глаголах в соответствии с правилом орфографии.

Как правильно писать хочется или хочеться?

Слово « хочется » правильно пишется без мягкого знака.

В каком классе учат орфографию?

Знакомство с орфограммой начинается в 1 классе в период обучения грамоте.

В каком классе заканчивается технология?

Прочие ( факультативы ) (не везде) —

    Основы экономики (см. экономика ): 9—11 классы (не везде); предусмотрена БУП РФ для изучению в качестве раздела обществознания или отдельного предмета в 10—11 классах. Общественно полезный труд (ОПТ): 10—11 классы (не везде) Начальная военная подготовка (НВП): (10)—11 класс (не везде). Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) : 5 (7)—11 классы Риторика : 1—4, (11) класс (не везде) Основы религиозных культур и светской этики (ОРКиСЭ): 4—5 класс Правоведение : 10—11 классы (не везде), содержание предмета частично входит в предмет «Обществознание» Статистика : 7—9 (10—11) классы (не везде), содержание предмета частично входит в предмет «Математика» Философия : 10—11 классы (не везде), содержание предмета частично входит в предметы «История», «Обществознание», «Литература», «Мировая художественная культура» Краеведение : (1)7—9 классы (не везде) Экология : 7—11 класс (не везде), содержание предмета частично входит в предметы «Биология» и «География» Классный час : 1—11 классы Психотренинг : 1—4 классы Личное развитие : 1—11 классы Образование для общества: 5—11 классы Элективные курсы : 5—11 классы Проектирование (основы проекта и психологии): 5—11 классы (не везде) Истоки : 1—11 классы Основы финансовой грамотности : 1—11 классы Индивидуальный проект: 10—11 классы — ученики знакомятся с проектной деятельностью, структурой проектов и готовят собственный на различную тематику.В конце учебного года происходит защита проектов.

также : Факультатив#Факультативные предметы в образовательных учреждениях России На классном часе ученики обсуждают проблемы и успехи в школе, в начальной школе — записывают домашнее задание. Классный час обычно проходит раз в неделю, и, как правило, не учитывается в составе предельно допустимой нагрузки. На психотренинге ученики решают интеллектуальные задачи и задания. Учебным планом могут быть предусмотрены элективные курсы, которые выбираются учащимися из определённого набора.В 2022 году появилось предложение ввести в школах предмет «Разговоры о важном», где ученики вместе со своим учителем могут обсуждать последние новости, социально-экономические и политические события в стране и мире .

В каком классе проходят твердый знак?

Цель: Отработка умения правильно писать разделительные Ь и Ъ знаки. Задачи:

  1. Обобщить и закрепить знания о правописании разделительных Ь и Ъ знаков.
  2. Дать возможность оценить свои достижения по изучаемой теме русского языка, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
  3. Развивать коммуникативные навыки: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, умение обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.

Оборудование: игровое поле с изображенной на нем траекторией полета на Луну от старта до финиша с пронумерованными этапами, фигурки пилотов, кубик; листы с заданиями для каждого учащегося ( Приложение 1 ); презентация урока, выполненная в PowerPoint ( Приложение 2 ); мультимедийный проектор, экран.

В каком классе заканчивается изо?

Завуч озвучила нам учебный план и выяснилось, что в учебном плане до 8-го класса включительно стоят музыка и изобразительное искусство ( ИЗО ) — как предметы для обязательного изучения.