Что такое процесс обучения?

Что такое процесс обучения
Формулировки понятия «обучение» — Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.

  1. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными».
  2. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными.В процессе обучения учащиеся получают определенное образование ».
  3. «Под обучением, в узком смысле, понимается руководство учением.В широком понимании обучение — процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение)».
  4. «Обучение, как особая целенаправленная деятельность учителя по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками и развитию их познавательных и творческих способностей, является важнейшей составной частью воспитания в широком смысле».
  5. «Ведь обучение — это сознательная, целенаправленная деятельность педагогов и учащихся».
  6. «Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение — двусторонний процесс».
  7. «Оно (обучение) становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в относительно независимое социальное явление — средство передачи социального опыта Таким образом, обучение следует рассматривать прежде всего как единство, целостную сферу человеческой деятельности».
  8. «Понятие „обучение» характеризует организованный процесс, порождаемый взаимодействием двух деятельностей, — преподавания и учения».
  9. «Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека».
  10. «Обучение — основной путь получения образования, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т.д.».
  11. «Обучение — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пропагандиста и др.) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний».

В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие. Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах с логикой у авторов педагогической теории .

Что значит процесс обучения?

Процесс обучения – педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.В процессе обучения участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты – учитель и ученик.

В чем состоит сущность процесса обучения?

Обучение — это целенаправленный процесс формирования и развития у людей знаний, навыков и умений с учетом требований современной жизни и деятельности.

Что важно в процессе обучения?

Как научиться всему? Советы для эффективного обучения // 6 этапов правильного обучения.

Заключение — Что ж, мы разобрали все слагаемые этой «магической» формулы успешного обучения. На самом деле, хоть мы и увидели, что никакой магии здесь нет,когда смотришь на разительные отличия в успеваемости отдельных студентов, действительно может сложиться мнение, что без магии здесь не обошлось. То, что одни усваивают за мучительные месяцы обучения, другие проглатывают за считанные дни.

Те проблемы, над которыми некоторые бьются долгими днями и ночами, другие решают за несколько часов или минут. Все это связано с моделями обучения, которые, как Вы успели заметить, имеют огромное влияние на судьбу будущего специалиста.

Итак, вот она, наша формула успешного обучения программированию. Приведем сначала короткую запись, а потому разложим на все составляющие. Успешное обучение = Высокоэффективное обучение * время Успешное обучение = Мотивация * высокая плотность информации * регулярность * дисциплина Успешное обучение = интерес * групповая динамика * баланс теории и практики * живое общение * сбалансированная учебная программа * регулярность * дисциплина.В заключении еще раз повторим: не относитесь к этим выкладкам, как к неким строгим и непреложным законам.

Читайте также:  Когда темнеет в Крыму?

Какие этапы включает в себя процесс обучения?

Основные этапы процесса обучения восприятие учебного материала, подлежащего усвоению; осмысливание учебного материала, образование понятий; закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков; применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

Что формируется в процессе обучения?

Основной целью образования практически во все времена было подготовка социально востребованного профессионала и гражданина.В соответствии с современными представлениями образование включает в себя обучение и воспитание. Порой образование понимают как их суммирование. Рассмотрим подробнее содержание данных понятий.

Обучение – процесс усвоения знаний, навыков, умений какого-либо рода деятельности, формирование стандартного (в соответствии с запросом общества) профессионального поведения.В широком смысле обучение – это формирование (навязывание) навыков заданного (целевого) поведения на уровне стереотипов.

Обучение касается животного (обучение лошади возить телегу) и человеческого мира. Содержанием обучения человека является процесс приобретения навыков, умений и стереотипов поведения, социальной и профессиональной деятельности. Обучение индивида по сути своей является социальной дрессировкой. Оно начинается с грудного возраста и включает приобретение навыков ухода за собой, речи, общения, рисования, физической деятельности, овладение чтением, письмом, профессиональной деятельностью и т.д.

Основная роль в процессе обучения принадлежит отдельным социально близким личностям, осуществляющим эту преимущественно физическую подготовку. Обучение построено на принципах подражания, соревнования, наказания, премирования, удовлетворения от повышения степени самостоятельности и способности влияния на других, признания, материального вознаграждения.

Воспитание – это процесс усвоения правил и норм социального поведения и их применение, овладения основами культуры, формирования идеологически выдержанных интересов, запросов, потребностей и условий их удовлетворения. Воспитание также начинается с раннего детского возраста.В его формировании ведущая роль принадлежит микросоциальному и социальному окружению, которое представляет образцы установившегося поведения и формирует представление о должном и целесообразном.

  • Ведущее значение в воспитательном процессе принадлежит семье, школе, бытовому окружению;
  • Основные цели воспитания – это формирование преемственности поколений, сохранение и умножение культурных и духовных ценностей;

Воспитание должно базироваться на выработанных человечеством культурно-нравственных и духовных ценностях, но чаще формируется по законам жизни определенного этноса и принятым в данной субкультуре понятиям. Роль отдельных личностей, как образца нравственного поведения, может быть весьма актуальна для отдельного, с высоким чувством ответственности человека и менее значима в популяционном плане.

Негативное влияние на воспитание оказывают тяжелые материально-бытовые условия жизни и родительская эмоциональная депривация. Образование – процесс созидания социально и духовно зрелой личности, способной к качественному выполнению многоролевой (семейной, профессиональной, гражданской, культуральной) социальной деятельности на основе самопонимания и в соответствии с исторически сложившимися традициями и потребностями общества.

Образование – это не просто сумма обучения и воспитания, это качественно новый, более высокий этап подготовки социально зрелого гражданина.

Какие функции выполняет процесс обучения?

В обучении реализуются или, по крайней мере, должны реализоваться все важнейшие, основные функции процесса обучения : 1) образовательная; 2) развивающая; 3) воспитывающая.

Какой характер имеет процесс обучения?

Хотите знать об этом больше? Робот постарался подобрать для Вас материалы, близкие по теме. Посмотреть Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: преподавание и учение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Они оба должны быть активны в образовательном процессе, т.е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в преподавательской деятельности (не стремится к разнообразию форм и методов на уроках, плохо организует контроль обученности, нерегулярно проводит закрепление изученного и т.д.), он не добьётся хорошего результата в обучении.

Читайте также:  Можно ли отменить протокол об административном правонарушении?

Если ученик пассивен в учении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается самостоятельно выполнить упражнение, не выполняет домашних заданий), он плохо овладевает учебным материалом.

Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса. Личностный характер обучения состоит в том, что 1) в процессе обучения происходит формирование личности; 2) обучение как взаимодействие субъектов образования всегда имеет личностный план, на специфику этого процесса в каждом конкретном случае влияют индивидуальные особенности как ученика, так и учителя.

Учебно-познавательная деятельность – это специально организованная извне или самим учеником деятельность с целью познания: овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Процесс познания может протекать и вне учебной деятельности: информация поступает к школьнику, например, при посещении различных культурно-просветительских учреждений (театра, библиотеки, дома культуры и т.д.), при общении в семье, в дружеской компании, через книги и средства массовой коммуникации.

Иными словами, познавательная деятельность учащихся осуществляется не только в школе. Однако познание в этом случае протекает стихийно, новая информация чаще всего усваивается неполно и отрывочно, многое из усвоенного носит случайный характер, а потому быстро забывается. Отличие учебно-познавательной деятельности заключается именно в её специальной организации, способствующей наилучшему усвоению культурного наследия, оптимизирующей процесс познания. Робот пришёл к выводу, что со статьёй «Двусторонний и личностный характер обучения» тематически связаны: Для ссылки: Сидоров С.

Какую цель и задачи решают в процессе обучения?

Обучение как целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта, как специфическая форма отношений появилось давно, когда люди стали осознавать ценность знания, важность преемственности в его трансляции и передаче следующим поколениям, потребность и необходимость дальнейшего познания мира.

  • Кроме того, обучение, как воспитание, направлено на развитие личности;
  • Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности;
  • Исходя из этих общих положений, можно выделить цели и задачи обучения;

Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса. Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

  • Образовательная функция состоит в передаче и усвоении системы научных знаний, умений, навыков и возможности применения их на практике.
  • Воспитательная функция реализуется в формировании у обучающихся ценностных убеждений, личностных качеств в процессе усвоения социально-культурного опыта и в формировании мотивов учебной деятельности, которые во многом определяют ее успешность.
  • Развивающая функция обучения проявляется уже в самой цели этого процесса — всестороннем развитии личности как целостной психической системы с ее интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сферами.

Содержание этих трех функций показывает, что современная педагогическая наука рассматривает обучающегося не как объект воздействий педагога, а как активного субъекта учебного процесса, успешность которого в итоге определяется отношением учащегося к обучению, развитым познавательным интересом, степенью осознанности и самостоятельности в приобретении знаний. На протяжении всего развития педагогической науки и практики формировались принципы обучения, которые служили ориентирами в организации учебно-воспитательного процесса.К основным принципам обучения можно отнести:

  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения , который направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося, на формирование не только знаний и умений, но определенных нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и форм социального поведения;
  • принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и общественной практикой, требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными теориями, законами, фактами, отражало бы современное состояние наук;
  • принцип систематичности и последовательностив овладении знаниями придает системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям и практическим умениям учащихся, требует логического построения как содержания, так и процесса обучения;
  • принцип сознательности , творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя отражает необходимость формирования познавательной мотивации и навыков коллективной деятельности, самоконтроля и самооценки у учащихся;
  • принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, осуществляя переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, словесно-логическому;
  • принцип доступности обучения требует учета особенностей развития учащихся, анализа их возможностей и зоны ближайшего развития;
  • принцип прочности требует не только долговременного запоминания знаний, но и их интериоризацию, формирование позитивного отношения и интереса к изучаемому предмету, которые возникают при систематическом повторении структурированного учебного материала и его проверки;
  • принцип связи обучения с жизнью требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач;
  • принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы предполагает использование самых разнообразных форм организации обучения и внеурочной работы.

    Что обеспечивает учитель в процессе обучения?

    Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания.

    Как происходит процесс обучения?

    « Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение — двусторонний процесс ».

    Что такое обучение своими словами?

    Михаил Осипов Образование 3 8 2 Автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения», консультант по вопросам проектировани.· 30 мар Обучение — это организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков. Надеюсь, ответил на ваш вопрос 🙂 ⚛️ Первый научно-популярный канал про онлайн-обучение Перейти на t. me/educational_lab Комментировать ответ Комментировать.

    Что является продуктом процесса обучения?

    Образование есть результат целенаправленного обучения. Образование — цель, обучение — способ ее достижения. Образование — продукт систематизированного обучения.

    Что такое организация процесса обучения?

    Философская категория формы используется для описания способа упорядочивания объекта, его внутренней и внешней организации. Форма организации обучения — это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения , способ его существования.В дидактике отсутствует однозначная классификация (или типология) форм организации обучения.

    Что такое обучение своими словами?

    Михаил Осипов Образование 3 8 2 Автор телеграм-канала «Лаборатория онлайн-обучения», консультант по вопросам проектировани.· 30 мар Обучение — это организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков. Надеюсь, ответил на ваш вопрос 🙂 ⚛️ Первый научно-популярный канал про онлайн-обучение Перейти на t. me/educational_lab Комментировать ответ Комментировать.

    Что обеспечивает учитель в процессе обучения?

    Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания.